alexmoma (alexmoma) wrote,
alexmoma
alexmoma

Categories:

Вот вам яркий пример того, как НЕ НАДО

писать о гностицизме, чтобы не опозориться (впрочем, этой цивильной публике позор - отец родной):

http://devec.ru/almanah/6/1338-aleksandr-neklessa-neopoznannaja-kultura.html

А теперь, на закуску - из воззрений на гностицизм того же товарища и совершенно справедливая реакция на него Дм. Алексеева (расшифровка записи моя):

Александр Неклесса (из выступления на «Круглом столе по проблемам гностицизма и современности» (Булгаковский дом, 13.04.2013 г.)

[...] Переход, который сейчас произошел в мире (а мы сейчас живем в ситуации транзита, причем, на мой взгляд, это не столько транзит между одной какой-то стабильной эпохой к другой стабильной эпохе, а скорее переход от существования в рамках статичного мировосприятия к динамичному, то есть то, что мы воспринимаем как транзит, на самом деле, просто новая форма бытия) охватывает всю феноменологию, связанную с нематериальными активами, с новыми формами политической самоорганизации, с новыми культурными прочтениями.

Это действительно новый цивилизационный формат, и предыдущее, катафатическая, если сильно упростить – позитивистская форма не работает. Потому что западная цивилизация, которая сейчас является глобальной цивилизацией, в основе своей являющаяся христианской, хотя и с некоторой долей двусмысленности, выстроила сложную конструкцию, политическую, экономическую и культурную. Но мир стал сверхсложным, и прежний формат не работает.

То есть основной кризис – в сфере ментальности. Мы живем в сложном мире, или, можно сказать, в сверхсложном, но суть от этого не меняется. И в этом сверхсложном мире формируется сложный человек, обладающий сложным внутренним миром и сложной организацией сознания, а также сложной психофизической конституцией.

Вся эта комплексность предполагает две точки опоры. Одна точка опоры – это гностицизм. Другая точка опоры – то самое сложное, апофатическое прочтение христианства. И эти две позиции находятся в контрадикции. Они противоречат друг другу. Это та яростная схватка, которая будет разворачиваться между этими двумя прочтениями.

В чем между ними разница? Основной дефект гностического прочтения реальности заключается в том, что гностицизм безличен. Он воспринимает божественность как субстанцию, которой можно обладать и оперировать. Христианское прочтение в общей сложности заключается в том, что божественность – это личность. И это не просто личность, а это сложно организованная личность.

Тринитарное богословие – нелинейная организация. И это Личность, которая является персональным имуществом, а точнее – сущностью такого явления, как человек. Человек существует и создан по образу и подобию, поэтому люди обладают определенным достоинством, определенными правами, которые неотъемлемы, естественны для этого человека. Но не только это; они между собой онтологически равны. Они, конечно же, разные. У них разные дары, разные потенциалы, разные судьбы, но они равны. И это прочтение резко отличается от гностического. Потому что я бы обозначил в гностицизме первый дефект, с моей точки зрения, и этот дефект – безличность Бога. То есть Бог не личность, а некая безличная энергия, которая нисходит. И вот «нисходит» - это второй дефект. И он заключается в том, что гностицизм воспринимает дробление сложности как некоторую дурную бесконечность. А вот тринитарное богословие – оно нелинейно. […] И тринитарность – это достаточно сложное понятие. Так вот, это второй дефект гностицизма.

И третий дефект – то, что гностицизм жестко делит людей на людей, обладающих гнозисом и людей, у которых этого нет. То есть они – живые животные. И сейчас мы действительно переходим в мир, где назревает новое прочтение социальной, в том числе, реальности, с очень резким разделением. Люди, которые способны существовать в этом подвешенном мире [...] и люди, которые исключаются, выкидываются из этого мира. То есть, я прошу прощения за такое слово, быдло. Вот примерно такая ментальность существует в рамках гностического прочтения реальности. И другое прочтение – христианское, солидарное прочтение, где люди обладают достоинством, обладают божественностью внутри себя, все люди. Все люди – образ и подобие Бога, но они находятся в разной ситуации. То есть, отсюда – солидарность этих людей, существующих в сложных условиях.

А если упростить то, что я сказал, то гностицизм стремится уничтожить материальный мир, вообще мир, и истребить тех, кто не обладает гнозисом, а христианство стремится исцелить мир, восстановить достоинство человека, восстановить человека. Я говорю упрощенно и прошу прощения, потому что свой регламент я исчерпал, а на эту тему, как я сказал, можно говорить бесконечно. Благодарю за внимание.
АПЛОДИСМЕНТЫ.

Обсуждение

(…)

Дм. Алексеев, переводчик коптских гностических текстов:

Уважаемый докладчик изложил СВОИ представления о гностицизме. И сразу же хотелось бы отметить, что «троичные» представления, то есть доктрина Троицы – это доктрина, позаимствованная у гностицизма, причем в православном своем виде, то есть в чрезвычайно опошленном виде. Это однозначно.

Далее. По так называемой доктрине психиков, пневматиков и хоиков. Хотелось бы заметить, что любое из этих состояний не является врожденно присущим человеку; соответственно, человек может переходить из одного состояния в другое, хоики не являются низшими навсегда и по праву рождения. Поэтому сравнение гностицизма с какими-либо расистскими теориями в данном случае абсолютно неуместно.

Далее. По манихейству, с вашего позволения, – уже к уважаемым авторам обсуждаемой ныне книги [«Гностицизм и манихейство: Культурные коды русской цивилизации», И.Г. Яковенко и А.И. Музыкантскому]. Дело в том, что едва ли можно назвать гностические или манихейские представления присущими именно элите. Ну, разве что в извращенном представлении о гностицизме и об элите у Кургиняна (СМЕХ В ЗАЛЕ).

Но, с другой стороны, если, скажем, перенести ситуацию манихейского мировоззрения на взгляды человека из толпы, человека снизу, то очевидно, что любые государственные чиновники, начиная с самых высших и кончая участковым милиционером, любые жрецы господствующей религии, начиная с самых высших и кончая псаломщиками в деревенском храме, являются носителями зла в чистом, ничем не разбавленном виде и именно как таковые и воспринимаются.

Благодарю (АПЛОДИСМЕНТЫ).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments